В Китае отмечается резкий спад экспорта автомобилей. В январе автопроизводители из Поднебесной поставили на экспорт на 64% меньше машин, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные были опубликованы сегодня Ассоциацией автомобилестроительной промышленности Китая. В январе за рубеж было отправлено лишь 16,4 тыс. китайских автомобилей, что на 64% меньше, чем в январе 2008 г. и на 44% меньше декабрьского уровня. Об этом передает агентство Xinhua, ссылаясь на опубликованные сегодня данные Ассоциации автомобилестроительной промышленности Китая. Ситуация с экспортом автомобилей в Китае начала ухудшаться еще в прошлом году. По итогам 2008 г. Китай поставил на внешние рынки 684 тыс. автомобилей на сумму $9,6 млрд, что превышает показатели 2007 г. на 11,2% и 31,2% соответственно (по данным Китайской торговой палаты по импорту и экспорту продукции машиностроения и электроники). Показатели выросли, но амплитуда роста существенно снизилась. Начиная с 2004 г. объем экспорта ежегодно увеличивался как минимум в два раза: в 2004 г. он составил 78 тыс., в 2005 г. - уже 173 тыс., в 2006 г. снова вырос в два раза до 340 тыс., в 2007 г. - до 615 тыс. автомобилей. |
Заметное падение началось еще в третьем квартале прошлого года. В июле-сентябре количество экспортируемых автомобилей из Поднебесной и сумма денежных поступлений снизилась на 13,6% и 6,7% до 177 тыс. автомобилей и $2,6 млрд. В четвертом квартале, соответственно, - до 122 тыс. автомобилей и $2 млрд.
Специалисты Китайской торговой палаты по импорту и экспорту винят во всем всемирный экономический кризис и сокращение спроса. Эксперты добавляют, что по китайскому автомобильному экспорту ударили также ужесточения доступа машин из Поднебесной на внешние рынки, в частности Россию.
В целом Россия является одним из основных импортеров китайских автомобилей. "Россия используется китайскими автопроизводителями в том числе и для того, чтобы отработать технологию экспортных продаж для дальнейшей экспансии в Европу и США", - говорят эксперты аналитического агентства "Автостат". Однако мощной экспансии помешали российские законодатели, а усугубил положение разразившийся кризис. По данным Торгового Представительства РФ в КНР, в конце 2008 - начале 2009 гг. отмечено существенное сокращение ввоза китайских автомобилей в Россию.
Первые китайские автомобили появились в России в 2004 г., и с каждым годом они увеличивали свое присутствие здесь. Так, уже в 2005 г. доля китайских брендов в России превысила 1%, в 2006 г. она составила 2,3%, а в 2007 г. - целых 3,5%. Однако прошлый год стал переломным для китайских производителей. Только в первом полугодие их доля в России сократилась до уровня 2006 года и составила 2,4%.
Удар в сердце
Первый удар был нанесен по лидирующему среди китайцев автопроизводителю в России - компании Chery, автомобили которой успешно собирались на заводе "Автотор" в Калининграде. Но российские власти спровоцировали прекращение этого производства в апреле 2008 г. После этого самый популярный китайский бренд в России уже по итогам первых шести месяцев 2008 г. снизил продажи на 47%.
Одновременно власти ввели экологический стандарт Евро-3, и мелкие компании, такие как Changfeng и Tianye, вынуждены были прекратить экспорт в Россию. Затем были ужесточены правила сертификации, которые лишили шансов большинства автопроизводителей из Поднебесной на получение ОТТС.
Вторым серьезным ударом стал разгоревшийся в России кризис и последовавшее вслед за ним резкое падение продаж машин, а также увеличение таможенных пошлин на импортные авто. Та же Chery закончила год с отрицательной динамикой продаж (-58%), и нынешний год начала с 82%-го падения по сравнению с прошлогодним январем.
И все же совсем сбрасывать со счетов китайские автомобили не стоит, считают эксперты "Автостат". По их прогнозам, начиная с 2010 года прирост продаж китайских машин на российском рынке может выйти на уровень 50-60% в год и к 2012 году их суммарный объем реализации уже будет находиться на отметке в 380-400 тысяч машин в год.
Chery, получив в декабре целевой кредит China Eximbank в $1,5 млрд. на развитие экспортных проектов, наметила уже новые пути завоевания России. В частности, сейчас компания ведет переговоры с Минским автомобильным заводом об организации полномасштабного производства. При этом белорусский проект ориентирован в первую очередь на поставки автомобилей в Россию. [autorambler ru]